Вопрос:
Батюшка, я очень люблю читать Псалтирь, хотя не всё там понимаю. Нужно ли брать благословение у своего батюшки на чтение псалтири и в чем заключается польза от чтения этой святой книги? Заранее благодарна Вам за ответ.
Ольга
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Брать
специальное благословение у священника на чтение
Псалтири не надо. На это нас благословила Церковь:
исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и
славословиями и песнопениями духовными
(Еф.5:18-19).
Наименование этой священной книги в славянскую и русскую
Библию перешло из Септуагинты (Псалтирион). Слово
Псалтирь произошло от греческого названия струнного
музыкального инструмента, игрой на котором у древних
евреев сопровождалось исполнение большинства псалмов
– песней в честь Господа. У евреев собрание псалмов
называлось Sefer tehillim (Книга хвалений). Было и другое
название – Sefer tefillot (Книга молитв).
Богодухновенная книга Псалтирь содержит как бы сокращенное
выражение всего Священного Писания в форме
молитвенно-благоговейных песнопений. По словам святителя
Амвросия Медиоланского: «Закон повелевает, история
поучает, пророчества предвозвещают тайны Царствия Божия,
нравоучение назидает и убеждает, а Книга псалмов соединяет
в себе все это, и есть некая полная сокровищница спасения
человеческого». Также святитель Афанасий Великий
пишет о духовном богатстве Псалтири: «В ней, как в
раю, насаждено все, что по частям содержится в других
священных книгах и всякий читающий ее, может найти в ней
все, что для него нужно и полезно. В ней ясно и подробно
изображена вся жизнь человеческая, все состояния духа, все
движения ума, и нет ничего в человеке, чего бы не
содержала она в себе. Хочешь ли ты каяться и
исповедоваться, постигла ли тебя скорбь и искушения, гонят
ли тебя, уныние и беспокойство овладело тобою, или
что-нибудь подобное терпишь, стремишься ли к добродетели и
преспеянию в ней и видишь, что враг препятствует, желаешь
ли хвалить, благодарить славословить Господа? – в
божественных псалмах найдешь наставление для всего
этого» (Послание к Маркеллу). Святитель
Василий Великий называет псалмы духовным фимиамом:
«Псалом – тишина душ, раздаятель мира; он
утишает мятежные и волнующиеся помыслы; он смягчает
раздражительность души и уцеломудривает невоздержность.
Псалом – посредник дружбы, единение между далекими,
примирение враждующих. Ибо кто может почитать еще врагом
того, с кем возносил единый глас к Богу? Посему
псалмопение доставляет нам одно из величайших благ –
любовь, – изобретя совокупное пение вместо узла к
единению и сводя людей в один согласный лик. Псалом
– убежище от демонов, вступление под защиту Ангелов,
оружие в ночных страхованиях, упокоение от дневных трудов,
безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте,
утешение старцам, самое приличное убранство для жен.
Псалом населяет пустыни, уцеломудривает торжища. Для
нововступающих это начатки учения, для преуспевающих
– приращение ведения, для совершенных –
утверждение; это глас Церкви» (Беседа на первую
часть первого псалма).
Эти высказывания святых отцов объясняют, почему Псалтирь с
первых дней жизни Христовой Церкви занимает в ней особое
место. Сам Господь наш Иисус Христос Своим примером
освятил богослужебное употребление Псалтири, заключив
последнюю вечерю с учениками пением псалмов: И, воспев,
пошли на гору Елеонскую (Мф.26:30).
Важнейшей особенностью празднования Пасхи было пение
халлел, что значит: хвалите Бога! Они
состояли из хвалебных псалмов с 112 по 117. В конце пели
великий халлел – 135-й псалом.
Следуя своему Божественному Учителю, святые апостолы также
славили Бога пением псалмов. Это они заповедали и нам:
Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою
премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами,
славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в
сердцах ваших Господу (Кол.3:16).