Христианские обряды, отпевание усопшего. В Православии принято поминать усопших на третий, девятый и сороковой день после смерти. Кроме того, молятся за умерших и каждый год в день ухода. Многие прихожане нередко интересуются, почему выбраны именно эти дни. Путешествуя по пустыне, Святой Макарий Александрийский задал такой вопрос ангелам, которые сопровождали его. Ответ ангелов состоял в том, что Бог установил в своей церкви таинства, повелел совершать их, но не допустил делать нечто бесполезное и ненужное.
Когда за умершего молятся близкие на третий день, то душа его получает от Ангела, находящегося рядом, облегчение от горя т разлучения с телом. Совершая молитву, близкие дают душе надежду. В течение двух дней после кончины душе разрешается бывать в тех местах на земле, где она пожелает, вместе с сопровождающими её ангелами. Душа, которая привязана к телу, часто возвращается к дому, в котором отделилась от тела, находится возле гроба. Душа, при жизни совершавшая благие дела, нередко ходит по местам, в которых эти дела совершались.
На третий день душа возносится ради поклонения Богу, подражая Воскресшему Спасителю, а оставшиеся на земле молятся, чтобы Христос, который сам воскрес на третий день, воскресил и душу усопшего для дальнейшей жизни. После поклонения Богу душа может увидеть все красоты и благодати рая. Пребывая в удивлении, душа прославляет своего создателя – Бога и забывает обо всех невзгодах, которые случались с ней тогда, когда она находилась в теле. Но если душа во время земной жизни совершала неблаговидные поступки, то, видя красоты рая, она начинает мучиться скорбью и всячески укоряет себя за то, что не провела жизни в служении Богу и теперь не может удостоиться таких благостей от создателя.
На девятый день Душа снова оказывается перед Богом. Ангелы возносят её для поклонения. В этот день Бог может простить грехи Душе усопшего. Молитвы близких на девятый день вместе с молитвами благодаря ходатайству девяти чинов Ангельских (Серафимов, Херувимов, Престолов, Господств, Cил, Властей, Начал, Архангелов и Ангелов) могут помочь Душе стать прощенной. Но сначала Господь повелевает показать Душе ад, где мучаются Души тех, кто при жизни не был праведником. Там душа находится тридцать дней, наблюдая адские муки и ожидая, что Бог смилостливится и не оставит её там.
Когда наступает сороковой день с момента смерти, Душа оказывается перед Богом в третий раз. В этот день Всевышний определяет, где будет находиться Душа, в зависимости от её земных дел. В этот день за душу усопшего молятся, чтобы она могла выдержать испытания на Божием Суде, чтобы вознесшийся на небо в сороковой день Господь оставил Душу новопреставленного в райской обители. Души всех умерших в зависимости от земных дел их пребывают в разных местах: души тех, кто прожил жизнь праведно, пребывают в единении с Христом и в ожидании счастья, которое будет определено им на всеобщем суде; души же тех, кот прожил земную жизнь в грехе, пребывают в адских мучениях.
Души тех, кто умер в вере, но не принес достойных покаяния плодов, могут оказаться в раю с помощью своих благих земных дел. Могут помочь им и молитвы близких и родных. Поэтому в третий, девятый и сороковой дни семье, пришедшей в Храм, нужно подавать записку об упокоении. Молитвы в день рождения усопшего и в годовщину его смерти также могут облегчить участь Души, поэтому и в эти дни следует усердно молиться об упокоении. До сорокового дня в записках пишут «новопреставленный (имя)».
В храме можно заказать моление об умершем (панихиду); для этого нужно обратиться к священнику либо за «свечной ящик». Панихида может быть совершена как в доме, где пребывает тело умершего человека, так и в Храме, и возле могилы. Молятся на панихиде как за душу одного усопшего, так и за души нескольких. Можно отслужить и более короткую службу – литию по усопшим. Лития (от греческого «усиленное моление») совершается священником по просьбе родственников и может проводиться перед тем, как тело вынесут из дома, либо при встрече тела в притворе Храма. Также лития может быть проведена, когда близкие вернутся домой после погребения, на самой могиле или в Храме. Литию служат и в храме вместо панихиды в те дни, когда соблюдается Великий пост. И во время литии, и во время панихиды при поминании усопших принято рядом с каноном помещать на особом столе коливо, или кутию. Кутия готовится из вареной пшеницы и меда и является напоминанием о воскресении умершего. Зерно сначала должно попасть в землю и истлеть там, чтобы породить новые плоды. Также и тело должно быть предано земле, чтобы в нужный момент восстать для новой жизни нетленным. Мед же здесь олицетворяет сладость вечной жизни и её благ. Сейчас многие вместо пшеницы используют варёный рис, который смешивают с изюмом. Изюмом же можно украшать кутию, например, выкладывая его в виде креста. Кутию после панихиды благословляет священник; после панихиды (на могиле либо дома) перед поминанием кутия раздаётся небольшими порциями всем пришедшим помянуть умершего христианина. Как правило, на поминках вкушают сладкую еду: кутию, мед, блины, кисели и т.д.
Массовое поминовение усопших христиан, крещеных в православии, несколько раз в течение года совершается Православной церковью. Такие мероприятия носят название Вселенские панихиды или Родительские субботы (суббота перед Масленицей, субботы второй, третьей и четвертой недель Великого Поста, суббота перед днем Святой Троицы, суббота перед днем памяти св. Димитрия Солунского (8 ноября н. ст. ). Погибших на поле брани воинов поминают в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (11 сентября н. cт. ).
Также для поминовения усопших выделен еще один день – понедельник или вторник второй недели после Пасхи. Носит это день название «Радоница» в честь того, что поминовение совершается в этот день с намерением разделить радость Воскресения Христова и с усопшими. В этот день православные христиане обращают возглас Христос Воскресе!» и к усопшим. Именно в день Радоницы (а вовсе не на Святую Пасху, как полагают многие) следует посещать могилы ушедших из земной жизни близких. Ни в день Христова Воскресенья, ни на Радоницу могулы не убирают, это нужно делать заранее либо потом. Приведение мест погребения в порядок в этот день может считаться грехом и неуважением к празднику – в такой день провозглашается радость от Воскресения Христова, когда можно провести время на могиле в светлой печали и мысленных беседах с покойным. Не нужно оставлять на могиле сладости и яйца и тем более распивать спиртные напитки – это не имеет отношения к христианству.
Если православный христианин уходит из жизни, то совершаются особые обряды.
В момент отхода человека из нашего мира над ним должен читаться особый отходной канон, называемый «Канон молебный при разлучении душ от тела». После смерти тело должно быть омыто водой, а затем обряжено в новую одежду (белого цвета, либо же иную, соответствующую званию умершего). В случае смерти младенца его одевают в ту одежду, в которой его крестили.
Затем тело помещается в гроб. Если гроб оставлен в доме, то расположить его надо посреди комнаты возле домашних икон, но так, чтобы лицо было обращено к выходу. На лоб покойного возлагают венчик – ленту из бумаги, на которой изображены Иисус Христос, Матерь Божия и Иоанн Предтеча в знак того, что усопший победил свои страсти и своих духовных врагов. На грудь помещается икона Спасителя или Матери Божией; это символизирует веру ушедшего в Христа и то, что душа его передана на суд Христу. На шее покойного обязательно должен быть нательный крест; если такового не имеется, то тело покрывают церковным покровом, знаменующим покров Церкви. Вокруг гроба зажигаются свечи с четырех сторон. Это говорит о том, что путь усопшего лежит в лучшую жизнь, загробную, в область света. С момента смерти над гробом читается Псалтирь, к которому добавляются молитвы об упокоении умершего. Заканчивают чтение Псалтиря перед отпеванием. Последовательность действий и правила чтения Псалтиря описаны в молитвослове.
Когда гроб с телом переносится в храм для отпевания, то во время переноса поется «Святой боже». Если есть желание и возможность, то стоит оставить гроб в Храме на ночь. Когда проходит отпевание, к алтарю стоят так, чтобы видеть гроб (боком или лицом, но не спиной). Креститься следует правой рукой, в левой же надо держать свечу. Во время отпевания свечи в руках присутствующих должны быть зажжены, и молитвы надо возносить не только об усопшем, но и о самих себе. Когда священник прочтет разрешительную молитву, свечу в руках покойного надо погасить и переложить её в правую руку. Свечи, которые держат в руках присутствующие, тоже должны быть погашены как знак окончания земной жизни. Нужно молиться об успокоении умершего, о том, чтобы он отправился в рай, где благоденствуют праведники, где нет болезней и несчастий. По окончании молитв родные прощаются с покойным – происходит последнее целование. Как правило, целуют лоб покойного (там, где венчик) и икону на груди. После целования все возвращаются на свои места. Родственникам при прощании нужно попытаться сдерживаться, не демонстрировать свои эмоции. После того, как все простились с усопшим, икону с его груди забирают. Её можно сразу доставить домой, а можно оставить в храме до сорокового дня, но после всё равно забрать домой и перед ней молиться.
В конце усопшего закрывают покрывалом с головы до пят, священник посыпает его землей в виде креста и произносит: "Господня земля и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней". Присутствующие в виде украшения живые цветы удаляются. В случае, если прижизненно было совершено соборование (таинство елеосвящения), то тело покойного орошается елеем с вином, после чего гроб закрывают крышкой, сопровождая пением «Вечной памяти». Когда отпевание закончится, гроб перемещают на кладбище и опускают в могилу так, чтобы лицо покойного было обращено на восток. На крышку гроба родные бросают горсти земли. Бросать деньги в могилу – не христианский обычай, а языческий обряд. После того, как могила закопана, присутствующие поминают покойного сладостями (кутией, медом). На могилу упокоившегося православного устанавливают крест, символизирующий победу Христа над смертью и адом.
Самоубийцы не могут отпеваться и лишаются церковного погребения и молитв. Но если доказано, что самоубийство явилось следствием помутнения рассудка (расстройства психики) и имеется документ, подтверждающий это, то с ним следует отправиться в Патриархию или в Епархиальное управление, где правящий архиерей даст разрешение на отпевание. В иных случаях Церковь не молится за самоубийц и грешников, не раскаявшихся в грехах; такие отчаявшиеся и ожесточившиеся люди берут на себя грехи против Святого Духа, которые не могут быть прощены ни сейчас, ни в будущем, как учил Христос.
В случае смерти крещеных младенцев и детей до семи лет священник совершает особое отпевание, ибо они непорочны и безгрешны. Церковь просит оставить их в Царствии Небесном. Если младенец не был крещен, то отпевание его невозможно, потому что он причастен к родительским грехам. Однако наказана душа его не будет, но не будет и прославлены. Некрещеных взрослых также не отпевают.
Отпевание может быть совершено заочно. Для этого надо заказать в Храме заочное отпевание. В таком случае на руки близким выдадут разрешительную молитву с венчиком и землю. Венчик следует поместить на лоб покойного, молитву вложить в его правую руку, на шею одеть крест (в случае, если его нет, то на грудь помещают икону). После прощания икону нужно забрать, лицо закрыть покрывалом и посыпать покрывало землей в виде креста. Земля может находиться дома, в этом нет никакой опасности.
Но совершить молебен и панихиду – не самое главное, гораздо важнее подавать записки о здравии или упокоении с просфорой к Божественной литургии. Не менее важно самому молиться во время службы, а не покидать её.
Чтение главной церковной молитвы о живых и усопших происходит за проскомидией, совершаемой перед литургией во время чтения часов. Именные записки складывают в «свечной ящик» и несут их к алтарю вместе с просфорами. Во время чтения записок священник вынимает из просфор «поминальные» частицы. В конце обедни просфоры снова помещаются в ящик, откуда их можно потом забрать. Просфоры можно съесть сразу или разделить на несколько частей. Дома части просфоры едят натощак, запивая святой водой. Ни одна крошка просфоры не должна пасть на пол и не быть затоптана ногами. Просфора (от греческого слова «приношение») – маленький хлебец круглой формы, на которой изображен Крест и написано "IС ХC NI КА" ("Иисус Христос побеждает"). Готовят просфоры из пшеничной муки с закваской из дрожжей. Состоит просфора из двух кругов, которые выпекают отдельно, а потом соединяют. Две части, из которых состоят просфоры, означают, в Иисусе Христе слились неразделимо человечество и Божество. Вынимая или вырезая из просфор частицы, священник называет имена (поминает) тех, молиться о ком просят в записках. Все частицы, вынутые из просфор, возлагаются подле Агнца на дискосе, а в конце обедни соединяются со Святыми Дарами – Телом и Кровью Христовыми – в Чаше. С помощью этого соединения и живые, и мертвые уменьшают свои грехи и получают вечную жизнь.
Вы можете также по желанию ознакомиться с обрядами и традициями Иудаизма, Ислама и Биддизма.
Храни Вас Бог.