Xрамы Наро-Фоминского района поистине уникальны. Редко где еще в Подмосковье сохранились жемчужины архитектуры и духа подобные воздвигнутой еще во времена Дмитрия Донского Никольской церкви в с. Каменском или Рождественскому собору в г. Верея, построенному в 1552 году по личному указу царя Ивана Грозного. С 1998 года по 2002 год число действующих приходов 28. Всего на территории благочиния расположено более 50 храмов и часовен. Вот некоторые из них.
Никольский храм города Наро-Фоминска
Церковь в селе Наро-Фоминском, названная в честь свт. Николая, была выстроена в 1852 году по проекту архитектора П.П.Буренина "тщанием помещиков онаго села поручика Николая Дмитриевича Лукина и советника Димитрия Петровича Скуратова", владельцев Наро-Фоминской бумагопрядильной фабрики.
Разрешение на строительство было получено за несколько лет до постройки, в 1845 г. В 1989 году была зарегистрирована община Никольской церкви, а в следующем году храм передан верующим.
Храм необычен по своей архитектуре. Это высокий, в два яруса, основной объем, очень большой по площади и крестообразный в плене, который венчает массивный барабан. Алтарная часть храма - прямоугольная, а по бокам ее расположены низенькие полукруглые апсиды приделов.
В огромном барабане размещена колокольня, так что церковь относится к типу храмов "под звоном", очень редкому в XIX веке и свойственному больше барочным храмам. Барабан-колокольня опирается на своеобразный цилиндрический "постамент" и обнесена решетчатой оградой. Венчает все здание массивная, впечатляющих размеров луковичная глава.
Украшен храм очень сдержанно: его стены разделены пилястрами на части, придающие зданию бoльшую устремленность вверх. Под карнизом проведено несколько декоративных простых поясков, такие же пояски украшают и барабан. Окна "утоплены" в широкие ниши без декора, а двери обрамлены стилизованными перспективными порталами.
История этих мест заслуживает особого внимания. С первой половины XIV века здесь, на берегу Нары, располагались два села - Нарское и Фоминское, известные еще из духовной грамоты Ивана Калиты. В Фоминском изначально был основан храм в честь святого апостола Фомы, но с XVII века в церковных документах на этом месте значится деревянная церковь Святителя Николая. Она простояла до 1812 года и сгорела вместе со всем селом при отступлении французов.
В середине XIX века церковь выстроили уже в камне; к тому времени села объединились в одно, называвшееся Наро-Фоминским. Позднее, в 1904 году при храме организовано попечительское общество для бедных, которое в том же году построило богадельню.
В советское время 1 февраля 1930 года решением Мособлсовета храм был закрыт. Во время Великой Отечественной войны церковь разграбили. В послевоенные годы храм использовался как склад.
Во время наступления немцев на Москву в этом районе велись ожесточенные бои, и храм сильно пострадал от обстрелов. В память о погибших рядом с церковью был установлен мемориал - танк Т-34 и Вечный Огонь, а в самой церкви в 1966г. после реставрации открылся военно-исторический музей.
В год празднования 1000-летия Крещения Руси храм было решено передать общине верующих, а музей перевести на новое место, и в 1991г. начались первые богослужения. Некоторое время община настаивала на перенесении от церкви и мемориала с Вечным Огнем, но в конце концов было решено оставить его на прежнем месте. Таким образом в центре Наро-Фоминска сохранился красивый и величественный ансамбль - храм и памятник истории.
Московская обл., г. Наро-Фоминск, пл. Победы, 1
Соборная церковь Рождества Христова на Городище
Соборная церковь Рождества Христова на Городище - одно из древнейших строений города Вереи. Когда-то над дверью храма была на камне высечена надпись: "Божию милостью по благословению Преосвященного Митрополита Макария всея России, заложена сия церковь Рождества Бога Спаса нашего Иисуса Христа в лето 7060 (1552) мая 15-20 дня при державе Благоверного Царя и Великого Князя Владимира Андреевича и матери его Благоверной княгини Ефросиньи".
Историк Карамзин писал: "Владимир Андреевич Старицкий был одарен многими блестящими свойствами: умом, мужеством и твердостью". Церковь перестраивалась в конце XVII и первой половине XVIII в. При этом облик ее несколько менялся. В 1701 г. она была вновь освящена, и по просьбе жителей города ее священником назначен Василий Григорьев. Спустя столетие к Церкви Рождества Христова были пристроены трапезная и колокольня, на которой действовал 560-пудовый колокол. Из века в век Церковь Рождества Христова подновлялась и ремонтировалась, расписывалась и украшалась на средства прихожан, в т.ч. верейских купцов.
Стены 2-этажного собора были украшены фресковой живописью венецианского стиля, выполненной известными художниками XIX века. Вверху, у левого клироса, в богатом золоченом киоте находилась Владимрская икона Божией Матери, во имя которой устроен этот храм. По преданию, икона явилась детям плывущей по реке Протве вскоре после литовского разорительного набега и была принесена детьми в соборную церковь. Икона, богато украшенная золотом, жемчугом и дорогими камнями, считалась даром Божьим. Из-под жертвенника храма когда-то имелся тайный ход к берегам Протвы, который после 1812 года был замурован. В трапезной нижнего храма, где устроен придел во имя святого Николая Чудотворца, стоял памятник с надписью на чугунной плите: "Почтенным жителям города Вереи: Если вы слышали о Генерале Дорохове, который освободил наш город от врага Отечества нашего, почтенные соотечественники, то ожидая от вас за сие воздание дать мне три аршина земли для вечного моего успокоения при той церкви, где я взял штурмом укрепления неприятеля, истребив его полностью, и за что дети мои будут вам благодарны". Подпись - "Генерал Дорохов". Это и было место захоронения И.С.Дорохова. По одной из версий, оно варварски разорено весной 1918 года.
Соборная церковь являлась украшением города, рядом с церковью имелось старинное кладбище, заросшее липами. Колокольня храма видна не только со всех мест в городе, но далеко и за его чертой. В 1924 году церковь была закрыта и с тех пор строения использовались в хозяйственных целях. Неоднократные реставрационные работы, которые проводились в послевоенный период, до конца не были доведены. Сегодня этот чудесный храм сильно обветшал и находится в аварийном состоянии.
Московская обл., Наро-Фоминский р-он, г. Верея
Церковь Ильи-пророка в Верее
Церковь Ильи-пророка в Верее. По литературным источникам в 1637 году на месте современной Ильинской церкви стояла холодная деревянная церковь и при ней церковное круглое кладбище. Церковь регулярно подновлялась. В 1700 году по указу святого Патриарха Андриана и по просьбе верейских посадских людей во главе с Захаром Маркеловым разрешено на посаде города Вереи на старом церковном Ильинском месте построить вновь церковь во имя пророка Ильи. В 1709 году священник церкви Ильи-пророка с прихожанами в прошении, поданном в патриарший Казенный приказ, писал: "Державный Царь, государь милостивейший! В Верее, Государь, на посаде церковь пророка Божьего Ильи холодная, а теплой церкви нету, а ныне обещаются тоя церкви вкладчики и приходские люди построить теплую церковь во имя пресвятой Богородицы Казанской. Всемилостивейший Государь! Просим Вашего Величества, вели, Государь, нам на том же погосте построить теплую церковь во имя Казанской Богородицы и о готовности на ту церковь лесу вели нам, Государь, дать указ из патриаршего Казенного приказа. Вашего Величества нижайший богомолец города Вереи Ильинской поп Василий Григорьев с приходскими людьми". Указ был дан в 1711 году и новая церковь построена.
После того, как обе деревянные церкви пришли в ветхость, на их месте в XVII веке была построена кирпичная двухэтажная церковь с небольшой трапезной и трехъярусной колокольней. Нижний храм, теплый, - во имя Казанской Божьей Матери, верхний, летний, - во имя пророка Ильи.
Церковь выполнена в виде четырехстолпного храма с пятью главками. Колокольня является частью церковного ансамбля. Церковь была оснащена богатыми иконостасами и иконами, на стенах была фресковая живопись.
В 30-х годах церковь была закрыта, иконы и церковная утварь были реквизированы, а строение использовалось в хозяйственных целях. В послевоенный период (1947-1948) церковь была вновь восстановлена силами прихожан, оснащена иконами. Церковь регулярно ремонтируется как снаружи, так и внутри. Прихожане заполняют её даже в обычные дни церковной службы. В последние годы крещение младенцев и венчание являются обыденным явлением в этой церкви. Во время престольных и других больших церковных праздников храм не может вместить всех желающих. Церковь обнесена оградой и находится в хорошем состоянии. Особенно живописно она выглядит стоящей на высоком берегу со стороны реки Протвы.
Московская обл., Наро-Фоминский р-он, г. Верея
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь была построена в 1847 году. В советское время в 1965 году была закрыта. Вновь открыта в 1996 году. На Пасху и престольные праздники совершаются крестные ходы вокруг храма и, по давней традиции, в близлежащие села. Храм имеет два боковых придела - Успения Божией Матери и Пророка Илии.
Московская обл., Наро-Фоминский р-н, с. Большое Покровское
Церковь Димитрия Солунского
Первоначальные упоминания о церкви связаны с именем Димитрия Донского, который построил здесь храм в XIV веке. Первый каменный храм построен в 1780 году, владельцем села графом А.И.Шуваловым. Нынешнее здание церкви возведено в 1896 году. В советское время в 1930 годы храм был закрыт и разорен. В настоящее время в нем проводятся восстановительные работы.
Московская обл., Наро-Фоминский р-н, с. Дуброво
Церковь Архангела Михаила
Церковь построена в 1874 году. В советское время долгое время была открыта, но в 1953 году ее постигла участь большинства храмов - она была закрыта. Сейчас храм передан в ведение Русской Православной Церкви, в нем ведется восстановительно-ремонтные работы.
Московская обл., Наро-Фоминский р-н, с.Белоусово
Вознесенская церковь
Церковь сооружена из кирпича в 1730-1733 гг. по инициативе владельца села М. С. Аничкова. Центрический, крестчатый в плане бесстолпный пятиглавый храм поставлен на подклет, в котором помещалась теплая Тихвинская церковь. Еще недавно храм окружали открытые галереи на аркадах, соединявшие его с отдельно стоящей колокольней. Весьма своеобразная композиция здания, при которой рукава креста равны по высоте центральному объему, прием расстановки малых глав по странам света и предельный лаконизм декоративного убранства развивают художественные принципы, заложенные в архитектуре Большого собора Донского монастыря в Москве. Третий ярус колокольни со шпилем надстроен в 1788 году.
Московская обл., Наро-Фоминский р-н, с. Бурцево.
Преображенская церковь
В 1637 году село Слепушкино являлось вотчиной Чудова монастыря. В селе стояла старая церковь во имя Преображения Спасова. В 1660 году по ходатайству архимандрита Чудова монастыря Ферапонта разрешено построить новую церковь. В 1740 году построена каменная церковь во имя Преображения Господня, а старая отдана в село Котово. Церковь пострадала во время войны 1812 года, но была восстановлена в 1820 году. В 1930-е годы закрыта, церковная утварь реквизирована, а храм разорен. Передан верующим в 1991 году, в настоящее время восстанавливается.
Московская обл., Наро-Фоминский р-н, с.Слепушкино.
Церковь Сошествия Святого Духа
Первое упоминание о храме находим в 1339 г. в Духовной грамоте Ивана Калиты, составленной перед его поездкой в Орду. В то время он был приписан к Вознесенскому монастырю. К концу XVI века обращен в приходской храм. В 1709-1710 гг, В.М. Ртищевым в честь победы под Полтавой построен нынешний каменный храм с двумя приделами - Святого Духа и свят. Николая.
В середине XIX века усилиями И.П. Мусина-Пушкина на месте северного крыльца выстроена колокольня с приделом в честь св. мц. Иулиании (1858-1864 гг.). В 30-е гг. нашего столетия храм закрыли. Последний настоятель свящ.Сергий Воздвиженский был арестован и расстрелян на Бутовском полигоне 30 августа 1937 г. Возвращен Русской Православной Церкви в 1991 году. Богослужения возобновлены в 1992 году.
Московская обл., Наро-Фоминский р-н, пос. Первомайский.
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи
Церковь построена в начале XVIII века, имеет два престола - Усекновения Главы Иоанна Предтечи и свят Алексия, Митрополита Московского (позднее переименован в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы). История храма связана с жизнью села и большой усадьбы, последними владельцами которой была семья Бахрушиных. В советское время храм не закрывался. При церкви действует воскресная школа.
Московская обл., Наро-Фоминский р-н, с. Афинеево.
Церковь Рождества Богородицы
Первые сведения об этом удивительном храме относятся к 1690 году. Затем мы узнаем о нем в связи с событиями войны 1812 г. Вблизи храма есть захоронения тех славных лет. Когда французы отступали от Москвы, крестьяне вместе со священником, предупреждая варварство врага по отношению к нашим православным святыням, (а таких примеров на русской земле было предостаточно), спрятали особо почитаемую в церкви Рождества Пресвятой Богородицы икону Смоленской Божией Матери в лесу, как раз на том месте, где ныне находится Троице-Одигитриевский женский монастырь Зосимова Пустынь. И сам преподобный Зосима (Верховский), настоятель этого монастыря, и сестры, получив место под основание обители в лесной местности, долгое время окормлялись в атом чудесном храме д.Руднево.
История говорит о том, что после закрытия монастыря в 1936-37гг. сестры" покинув обитель, разъехались по разным приходам (Покровской церкви с. Петровское пос. Алабино, храма Рождества Христова в д. Рождество, Сергиевской церкви в д. Могутово). Но часть из них осталась при храме д.Руднево. И вот последний настоятель, теперь можно сказать священномученик, Георгий Архангельский окормлял их. Они пели на клиросе и были ему во всем помощниками. Но в 1937 году батюшка был арестован. Претерпел за Христа жестокие пытки в Наро-фоминской тюрьме и принял мученическую кончину - расстрелян в Бутово. Храм был закрыт, а в 50-х годах во времена правления Хрущева был взорван. Частично сохранился лишь фундамент церкви.
Воистину подтверждаются слова святого праведного Иоанна Кронштадского, который в 1908 году, незадолго до своей смерти, пророчил: "На камени новых мучеников я вижу иную Россию, великую, крепкую своею верой во Святую Троицу, по образцу равноапостольного князя Владимира.
Это пророчество исполняется на примере храма д. Руднево. В короткий срок церковь была воссоздана силами инициативной группы прихожан, проявивших рвение по восстановлению этой святыни из небытия. Разрушенные камни фундамента послужили основанием для нового храма. И сейчас мы видим его во всем его величии и блеске. Низкий поклон тем, кто это сделал! Их молитвами и трудами возродился этот храм. Для величия нашей Церкви, как знамение всеобщего духовного возрождения России, для следующих поколений христиан Наро-Фоминской земли.
Московская обл., Наро-Фоминский р-н, д. Руднево
Церковь Казанской иконы Пресвятой Богородицы
Храм начал воссоздаваться в 1990 году, первая литургия совершена 17 апреля 1990 года. Через два года состоялось освящение первого в России престола в честь новомучеников Российских, а 1 июля 1995 года освящен третий престол - Зосимы и Савватия Соловецких, построена крестильня - церковный дом с трапезной и библиотекой. В храме находится мироточивая икона Казанской Божией Матери.
Московская обл., Наро-Фоминский р-н, с. Пучково
Сергиевская церковь
Церковь сооружена из кирпича в 1693 г. на средства вотчинника боярина П.А.Лопухина. Храм с продольно-осевой композицией и много-ярусной центральной частью представляет яркий образец стиля московского барокко. Художественный почерк роднит его с надвратной Преображенской церковью московского Новодевичьего монастыря. Четкости фасадов вторит известный геометризм декоративных элементов, в частности наличников. Однако обилие их определяет большую живописность и скульптурную пластичность целого. Примыкавшая к зданию колокольня, более поздней постройки, разобрана.
Московская обл., Наро-Фоминский р-н, с. Могутово
Преображенская церковь
Построена в 1761 г. по заказу А. И. Шувалова, брата известного деятеля елизаветинского времени. Здание кирпичное. Созданное в стиле барокко, оно обладает рядом черт, позволяющих лучше понять подготовку появления классицизма в Подмосковье, что определяет большую значимость памятника для истории русской архитектуры. Центрический четырехстолпный пятиглавый храм своей планировкой и деталями убранства близок кругу построек К. Бланка. Однако соотношение частей храма и, в особенности, его непропорционально вытянутые угловые барабаны позволяют предполагать, что в процессе строительства в проект были внесены изменения, не связанные с его автором. Замена колонн на фасадах плоскими пилястрами знаменует поворот к новому художественному направлению, которое получило широкое распространение в классических постройках второй половины 60-х - начала 70-х гг. XVIII в.
Московская обл., Наро-Фоминский р-н, с. Спас-Косицы
Никольская Церковь в селе Каменском
Никольская церковь в селе Каменском - одна из древнейших в Подмосковье. Хотя время ее сооружения и не отмечено в дошедших до нас летописях, детальные исследования современных архитекторов и археологов позволили установить, что она была построена в 70-х годах XIV века. Более того, удалось даже достоверно восстановить первоначальный облик храма.
Этот небольшой по размерам одноглавый бесстолпный храм с тремя апсидами сложен из белого камня. В плане церковь имеет редкую для русского зодчества форму вписанного в квадрат равноконечного креста с короткими ветвями. Ветви креста перекрыты наклонными арками параболического очертания. Над ними расположен конический свод, на который опирается световой барабан с восемью узкими щелями. Сходные план и внутренний объем имеют сербские и болгарские церкви XII-XIV вв. (например, церковь великомученика Пантелеймона в Бояне), что представляет особый интерес для истории русской архитектуры.
Удивителен уже сам факт строительства белокаменного храма в селе в XIV веке - ведь на Руси каменные церкви в селах стали строить несколько веков спустя. А дело в том, что село Каменское с давних пор принадлежало великим московским князьям. Первое упоминание о нем содержится в духовной грамоте великого князя Иоанна Данииловича Калиты в 1325 г., в которой он дает это село в наследство сыну своему Иоанну, а затем в духовных грамотах великих князей Иоанна Иоанновича (1356 г.) и Димитрия Иоанновича (1389 г.).
Тогда село Каменское находилось на южной границе Великого княжества Московского, там где смыкались грани-цы Черниговского и Литовского княжеств. Не только со стороны Орды нависла в то время страшная угроза над Московским княжеством, но и со стороны Литвы. Причем неоднократные нашествия литовцев были даже более жес-токими и разрушительными, чем монголо-татарские. Эту и так необычайно сложную обстановку усугубляла междоусобица русских князей. И вот молодой князь Димитрий Иоан-нович, отличавшийся благонравной жизнью, ищет помощь прежде всего у Бога и строит перед Куликовской битвой но-вые храмы, монастыри, а также и каменные укрепления по южной границе княжества. В 70-х годах XIV в. в Коломне были основаны Голутвин и Бобренев монастыри, построены Воскресенская церковь (1366 г.) и Успенский собор (1379-1382 гг.), в Серпухове возведен мощный дубовый кремль, а в устье реки Нары начато строительство Владычнего (1360-1362 гг.) и Высоцкого (1370-е годы) монастырей. Река Нара приобрела в то время важное стратегическое значение, и в расположенном на ней княжеском селе Каменском также была построена белокаменная церковь во имя святителя Николая Чудотворца и возведены каменные укрепления.
Как тут не вспомнить чудесное событие, происшедшее 20 августа 1380 года, когда войско Великого князя после молебна в Кремле вышло на битву из кремлевских ворот. По пути в Коломну, проезжая по лесу, князь Димитрий увидел на одном из деревьев образ святителя Николая. Восприняв это как знак помощи со стороны небесного покровителя, он воскликнул: "Сие место утеша мя!", пообещав в случае победы основать здесь монастырь. Николо-Угрешский монастырь, построенный после Куликовской битвы, тоже имел столь редкий по тому времени белокаменный храм.
После Куликовской битвы границы Великого княжества Московского отодвинулись далеко на юг и село Каменское потеряло свое значение важной пограничной крепости. По-этому в последующие два века в архивах не сохранилось каких-либо упоминаний о нем.
В марте 1599 года Архангельский собор Московского Кремля по завещанию царя Феодора Иоанновича получил в вотчину село Каменское с церковью, деревнями и пустоша-ми. Об этом же сказано и в жалованной грамоте царя Бориса Феодоровича, данной Архангельскому собору 20 июня 1601 г., которая затем была подтверждена царями Василием Иоанновичем 7 января 1607 г. и Михаилом Феодорови-чем 28 октября 1613 г. и 7 октября 1623 г.
Смертию в 1598 г. царя Феодора Иоанновича, который не оставил после себя детей, пресеклась династия Рюриков, и государство Российское испытало страшные потрясения. Были и голод, и падение нравов, и смуты, сопровождавшиеся появлением самозванцев и столкновением разных классов общества между собой, и война с поляками, захватившими Москву в результате разъединения прежде единого народа. России грозила потеря государственности и святой православной веры. Но общество не распалось. В наступившем хаосе громко прозвучал твердый голос священномученика патриарха Гермогена, православная Церковь объединила русский народ, и это Смутное время закончилось в 1613 году вступлением на московский престол первого царя Михаила новой династии Романовых.
Смутное время было тяжелым и для Никольской церкви в селе Каменском. В Дозорной книге Боровского уезда в 1613 г. писано, что в селе Каменском "...храм великого Чудотворца Николая камен ветх...". А в Писцовой книге Боровского уезда в 1629 г. сказано: "В селе Каменском храм каменный Николы Чудотворца стоит пуст обвалился... Двор поповский пуст...". Видимо, разорение после польского нашествия было столь сильным, что в храме в течение многих лет некому было служить.
В тяжелые времена на Руси всегда начинали с восстановления храмов, и жизнь народа с Божией помощью возрождалась. После завершения первого этапа восстановительных работ Никольская церковь вновь была освящена 1 октября 1649 года при царе Алексие Михайловиче и при патриархе Иосифе, о чем свидетельствовала надпись на найденном старинном антиминсе.
Некоторое время спустя, небольшой древний храм уже не мог вместить прихожан, живущих в селе Каменском и в окрестных деревнях, и в XVIII в. в нем "...был устроен придел во имя мученика Уара тщанием московского купца Бобылева при пособиях приходских людей". Антиминс в этом приделе был "священнодействован... митрополитом Московским Платоном... в 1763 году". Понятно почему придел был посвящен именно этому святому - в Архангельском соборе тоже есть придел мученику Уару. Кроме того была построена обширная трапезная и высокая трехъярусная колокольня. Во время этого второго строительного периода было изменено завершение храма: вместо покрытия по кокошникам сделана четырехскатная кровля, переложены завершения стен четверика, а над световым барабаном был надстроен меньший с "луковкой".
Никольская церковь значительно расширилась и украсилась в XVII-XVIII веках, когда она находилась под опекой Архангельского собора Московского Кремля. Но в 1764 году императрица Екатерина II провела секуляризацию церковной и монастырской собственности, в результате чего село Каменское с ближайшими деревнями перестало входить в вотчину Архангельского собора. В 1776 году Боровский уезд с входящим в него селом Каменским вошел в Калужское наместничество.
В 1812 году новая грозная туча надвинулась на Рос-сию - 12 европейских народов во главе с Францией вторглись в ее пределы. После Бородинской битвы французы вошли в Москву, но, обескровленные в этом сражении, вскоре вынуждены были начать отступление. На их пути расположились посты генерала И. С. Дорохова: 1-ый пост на реке Наре в селе Каменском, 2-ой пост - в Слизневе, 3-ий - около Котово, 4-ый - в Башкине. В селе Каменском действовал также партизанский отряд, в который входила тысяча конных и пеших крестьян. Они встретили французский отряд из 500 человек и в результате боя, который длился целые сутки, сто человек побили, а остальных взяли в плен. Село Каменское не сильно пострадало от французов: Никольская церковь не была разграблена, а в приходе церкви сгорело лишь 20 домов из 300.
В начале XIX в. Никольская церковь в Каменском была самой большой в округе. Напрямую не так далеко от Каменского находится то место, где великий старец отец Зосима Верховский основал в 1826 году Одигитриевскую обитель. По-видимому, священство и прихожане Никольской церкви и старец Зосима с сестрами посещали друг друга. Свиде-тельство этому можно найти в житии старца Зосимы: "Когда для Одигитриевской своей обители отец Зосима пожелал заказывать в день праздника Одигитрии обедню в приходской церкви, то узнал, что в этот день священник никогда не бывал дома, а уезжал с вечера в селение Рыжкове, где с вечера служил всенощную, а на другой день во весь день молебны. Тогда только узнали они, что в этом селении в часовне находится чудотворная икона Божией Матери Оди-гитрия, и весь народ празднует там в этот день". "Старожилы селения Рыжкова начали припоминать, что в 1812 году, во время нашествия французов, на самом этом месте, где теперь устроилась пустынная обитель, они скрывали в чаще леса свою чудотворную икону, которая в их часовне, и когда по очереди сторожили ее в лесу, то однажды какой-то седенький старичок, проходя мимо их сказал: "Матерь Божия прославит здесь имя свое!" Они удивились, откуда взялся и куда немедленно ушел от них этот старичок, ибо место сие было непроходимое, лесное, болотистое, не имеющее никакой не только дороги, но и тропинки. Пустынные сестры, услышав об оном повествовании Рыжковских стариков, пожелали поднять святую чудотворную икону и крестным ходом принести в свою обитель для молебствия". И как только Царица Небесная посетила свою обитель, сразу же нашлась благодетельная госпожа, на средства которой был построен храм во имя Одигитрии в 1852 году.
При таком большом числе прихожан потребовалось дальнейшее расширение Никольской церкви. В 1875 году на пожертвования церковного старосты, крестьянина села Каменское Николая Степанова и крестьянина из деревни Клово Петра Евдокимова на колокольне был установлен самый большой в округе пятитонный колокол. В 1876 году на средства Николая Степанова вокруг церкви была обнесена ка-менная с железною решеткою ограда, в ряду которой была построена каменная часовня. А 25 июля 1893 года епископом Калужским и Боровским Анатолием был освящен придел Рождества Христова, выстроенный на пожертвования Николая Степанова. За особую попечительность о церкви и собственные очень значительные пожертвования на ее распространение и украшение, он дважды получал Архипастырское благословение, дважды - благословение Святейшего Синода и трижды был награжден медалями. Настоятелем Никольской церкви во время третьего этапа ее расширения был священник Григорий Волхонский.
После него настоятелем церкви стал Евстафий Сокольский, который был рукоположен в сан священника к Никольской церкви 15 декабря 1896 года. И стар, и млад чувствовали на себе заботу и любовь доброго пастыря. В архи-вах сохранилось прошение крестьянской вдовы Наталии Степановой к епископу Калужскому и Боровскому Вениамину, написанное в 1904 году: "Имея от роду 85 лет и чувствуя с каждым днем ухудшение своего здоровья, я при неимении близких родственников, которые могли бы по моей кончине заботиться обо мне, считаю благовременным просить Вас, Ваше Преосвященство, Милостивейшего Отца и Архипастыря, разрешить по моей кончине похоронить меня бесплатно в церковной ограде нашей приходской Церкви, при которой мой покойный муж был церковным старостою 27 лет, имевший за свое ревностное служение Церкви Божией три медали: одну серебряную и две золотых и несколько благодарных грамот от Епархиального Начальства, совместно с которым мы большую часть своего благосостояния отдавали на благоукрашение своего приходского храма; так, на наши средства выстроен вновь придел во имя Рождества Христова, устроена каменная с железною решеткою ограда вокруг Церкви, положено 1000 руб. на причт для вечного поминовения наших родственников, приобретено много церковной утвари и пр.; в настоящее же время я нахожусь почти без средств." Вот пример щедрой благотворительности, когда все средства благочестивого семейства были отданы на благоукрашение родной церкви! Вот какие люди были похоронены на церковном кладбище!
К этому прошению было приложено и ходатайство отца Евстафия: "Написанное в прошении верно. При сем имею присовокупить, что просительница Наталия Степанова жизни высоконравственной, к Церкви Божией относится с большим усердием, неопустительно посещает храм Божий, во все четыре поста в году говеет, исповедуется и приобщается Св. Христовых Тайн". По ходатайству отца Евстафия это прошение было удовлетворено, как и несколько других, сохранившихся в архивах.
Казалось, немного времени прошло с тех пор, как расцвела, украсилась и расширилась Никольская церковь. Но внезапно новые невиданно тяжелые испытания обрушились на Россию. В 1914 году началась Первая мировая война, в 1917 году произошла революция, прервавшая царствующую династию Романовых, началась гражданская война. Царь Николай II и Царская Семья приняли мученическую смерть. Опять разделился народ, восстал брат на брата, сын на отца. Потоки страданий и крови захлестнули Россию.
Священству и мирянам уготовано было понести Крест мученичества. Начались гонения на Русскую Православную Церковь, которые достигли своего невиданного по жестокости апогея в 1937-1938 годах. В 1937 году было арестовано 136900 священно- и церковнослужителей, из них расстреляно 85300; в 1938 году арестовано 28300, расстреляно 21500.
В послереволюционные годы отец Евстафий продолжал верно служить Богу. Впервые его арестовали в 1927 году по подозрению в контрреволюционной агитации. Продержав его 3 месяца в Бутырской тюрьме, власти не смогли найти никаких доказательств виновности отца Евстафия и вынуждены были выпустить его на свободу. Вторично он был арестован 27 января 1938 года во время массовых арестов духовенства. Несмотря на избиения, он отказался себя оговорить и подписать протокол, в котором его обвиняли в контрреволюционной деятельности. По окончании следствия отца Евстафия перевели в Таганскую тюрьму в Москве. 11 февраля 1938 года "тройка" НКВД приговорила не-винного священника к расстрелу. Священник Евстафий Со-кольский был расстрелян 17 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. В 1989 году его реабилитировали. Архиерейский собор Русской Православной Церкви 20 августа 2000 года причислил священника Евстафия Сокольского к лику святых в сонме новомучеников и исповедников Российских.
Никольская церковь в селе Каменском была закрыта. А потом пришла новая беда - началась Великая отечествен-ная война. В конце октября 1941 года немцы подошли к реке Наре. На рубеже Чичково-Каменское-Рыжково им противостояла 113-я дивизия 33-й армии, бывшая 5-я дивизия Народного ополчения Фрунзенского района Москвы. Никольская церковь стала каменным утесом, о который разбились волны захватчиков. Тяжелые бои длились до конца декабря 1941 года, пока не была освобождена Наро-Фоминская земля. Несмотря на то, что храм был на передовой и немцы били по нему из орудий прямой наводкой, святитель Николай защитил его и церковь не была разрушена.
В послевоенные годы церковь использовали в различных хозяйственных нуждах: хранили зерно, разливали молоко. Забыли люди Бога и эту святыню Российскую. В 1958 году были начаты "консервационно-восстановительные" работы, имевшие цель сохранить древнюю Никольскую церковь. Работы были закончены в 1963 году, и аварийное состояние древней церкви было устранено. Прискорбно, что в последующие годы было уничтожено церковное кладбище. С тех пор Никольской церкви был присвоен статус "памятника архитектуры Союзного значения", в коем она и пребывала, оставаясь заброшенной и закрытой до 1999 года.
В апреле 1999 года в селе Каменском был образован приход Русской Православной Церкви и настоятелем Никольской Церкви был назначен священник Александр Ильинов. В Пятницу Светлой Седмицы 16 апреля 1999 года был отслужен первый водосвятный молебен и стали совершаться регулярные богослужения. У всех сельских жителей яркий след в памяти оставил первый крестный ход по селу Каменское, совершенный на престольный праздник святителя Николая 22 мая 1999 года, на который с иконами и хоругвями прибыли священство и прихожане Никольского храма г. Наро-Фоминска во главе с благочинным Наро-Фоминского округа священником Георгием Ашковым.
Московская обл., Наро-Фоминский р-н, с. Каменское
С более подробной информацией Вы можете ознакомиться
на Oфициальнои сайте Наро-Фоминского Благочиния