В мире Никита Яковлевич Бичурин – монах, знаменитый русский синолог. Образование получил в Казанской духовной семинарии. В 1800 г. постригся в монахи. В 1807 г. назначен начальником 9-й Пекинской духовной миссии. По возвращении в 1822 г. в Петербург был лишен сана архимандрита за упущения по службе в Пекине и провел четыре года в ссылке в Валаамском монастыре. В 1826 г. определился переводчиком китайского языка при Министерстве иностранных дел. Сочинения Иакинфа – "Описание Тибета в нынешнем его состоянии", "История первых четырех ханов из дома Чингисова", "Описание Пекина", "Описание Чжуньгарии и Восточного Туркестана", "Историческое обозрение ойратов и калмыков с XV столетия до настоящего времени", "Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древнее время", "Записки о Монголии", "Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение", "Китайская грамматика, Хань-вынь ца-мынь" и др. Отличаясь большими достоинствами, труды Иакинфа долгое время служили русским главными источниками для изучения Китая.
Иванов Александр Андреевич (1806 – 1858)
Знаменитый исторический живописец. Одиннадцати лет от роду поступил "посторонним" учеником в Императорскую академию художеств и воспитывался в ней с поддержкой от Общества поощрения художникам под главным руководством своего отца, профессора живописи А. И. Иванова. Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награжден в 1824 г. малой золотой медалью за написанную по программе картину "Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора", а в 1827 г. – большой золотой медалью и званием художника XIV класса за исполнение другой программы: "Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона". Покровительствовавшее Иванову общество решило послать его за свой счет за границу для дальнейшего усовершенствования, но предварительно потребовало, чтобы он написал еще картину, а именно на тему: "Беллерофонт отправляется в поход против Химеры". Выполнив это условие, Иванов пустился в путь в 1830 г. и через Германию, с остановкой на некоторое время в Дрездене, прибыл в Рим.
Усердно изучая Священное писание, в особенности Новый Завет, он все более и более увлекался мыслью изобразить в обширной и сложной картине первое явление Мессии народу, но, прежде чем приступить к этой трудной задаче, хотел испробовать свои силы над менее значительным, хотя также крупным произведением, и с этой целью написал в 1834 г. "Явление воскресшего Христа Марии Магдалине" – картину, превосходную по красоте композиции, благородству стиля, рисунку, краскам и экспрессии мироносицы, но исполненную еще совершенно в академическом духе. Она имела большой успех как в Риме, так и в Санкт-Петербурге, где художник был признан за нее в 1836 г. академиком. Ободренный успехом, Иванов принялся за "Явление Христа народу", глубоко вдумывался в сюжет, изучал все, что касалось его хоть сколько-нибудь, делал множество этюдов, советовался со знаменитыми иностранными художниками, жившими в Риме, постоянно переменял первоначальную композицию и ее подробности. Процесс столь добросовестного творчества шел медленно, и годы летели один за другим в заботах художника о получении средств для довершения его капитального предприятия, в его сомнениях и колебаниях. Он начал работу с полной верой в божественность избранной темы, но впоследствии его одолевали сомнения; кроме того, в последнюю пору его пребывания в Италии болезнь глаз мешала ему заниматься с желаемой усидчивостью. Таким образом, исполнение картины тянулось слишком долго, двадцать лет (1836 – 1857), и только в 1858 г. Иванов решился отправить ее в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с ней. Выставка ее и всех относящихся к ней эскизов и этюдов в одной из зал Академии художеств составила событие в русском художестве, небывалое со времен К. Брюллова.
Серьезное, вдумчивое отношение Иванова к предмету, полное отречение его от рутинных, академических взглядов и приемов, его приверженность к натуре, поиски красоты не внешней и случайной, а обуславливаемой соответствием формы индивидуальному характеру и значению изображенных лиц, – все это завоевало творцу "Явления Христа народу" горячее сочувствие преимущественно молодых художников, было для них настоящим откровением и оказало решительное влияние на многих из их числа. Однако Иванову не суждено было увидеть плоды своего почтенного труда: еще продолжалась его выставка и участь его картины еще не была решена, как холера свела его в могилу. После его кончины "Явление Христа народу" было приобретено императором Александром II и пожаловано Московскому публичному музею.
Игнатьев Николай Павлович (1832 – 1908)
Граф, государственный деятель. Учился в Пажеском корпусе, в 1849 г. поступил в лейб-гвардии гусарский Его Величества полк; в 1851 г. окончил Академию Генерального штаба, в 1854 г. командирован в распоряжение командовавшего войсками в Эстляндии генерал-адъютанта Ф. Ф. Берга, в 1855 г. был произведен в должность обер-квартирмейстера балтийского корпуса. В 1856 г. Игнатьев назначен военным агентом в Лондон и состоял вместе с тем в распоряжении русского посла в Париже, П. Д. Киселева. Первым заметным шагом Игнатьева на дипломатическом поприще было представление русским уполномоченным на Парижской конференции 1856 г. записки по поводу домогательств Австрии, которая, поддерживаемая Англией, желала воспользоваться недосмотром наших дипломатов и по возможности отдалить Россию от Дуная и Прута, включив в отходящее к Молдавии пространство Болоград, Комрад и как можно более болгарских колоний. Игнатьев доказывал, что граница должна быть проведена по реке Ялпужелю, а не по реке Ялпуху и что мы можем отстоять Комрад и большую часть болгарских колоний, не отдавая этих переселенцев Турции, откуда они и бежали под защиту России. Игнатьеву поручено было непосредственное участие в переговорах по начертанию новой границы России, и благодаря его доводам домогательства Австрии и Англии не были удовлетворены. В донесениях своих из Лондона военному министру, И. О. Сухозанету, Игнатьев, имея в виду восстание сипаев в Индии, указывал на необходимость поддержать Персию в затруднительную для Англии минуту. Вследствие этих донесений Игнатьева в 1857 г. предполагалось назначить послом в Персию, но назначение это не состоялось, и Игнатьев с целью ближе ознакомиться с Востоком отправился путешествовать; проездом через Вену впервые познакомился с деятелями славянства – Палацким, Ригером, Браунером, Добрянским и др. Из Египта Игнатьев вызван был для принятия начальства над военно-дипломатической миссией в Хиву и Бухару. В мае 1858 г. Игнатьев с конвоем из 50 человек выступил из Оренбурга в путь, сопряженный с большими опасностями, по малоисследованной и даже вовсе неизвестной местности (река Амударья и путь из Хивы в Бухару). В июле он прибыл в Хиву и после многих пререканий заключил с ханом торговый трактат; когда же обнаружилось вероломство хана и желание задержать миссию до возвращения хивинских караванов из Оренбурга, Игнатьев решился отказаться от заключенного, но бесполезного, по его мнению, договора и выйти самовольно не по тому пути, как требовал хан, т. е. обратно на Устьюрт, а по избранному заранее. После ряда столкновений с туркменами Игнатьев через Каракуль прибыл в Бухару, где успешно заключил торговый трактат с ханом Насруллой и освободил всех русских подданных, томившихся в Бухарин в неволе. В декабре 1858 г. Игнатьев в сопровождении бухарских посланцев неожиданно явился в Оренбург, где его считали уже погибшим и даже донесли об этом в Санкт-Петербург.
В марте 1859 г. Игнатьев, произведенный 27 лет от роду в генералы, назначен был уполномоченным в. Китай, с которым возникли недоразумения по поводу нежелания пекинского правительства признать Айгунский договор. После 11-месячных переговоров, первоначально о признании и ратификации Айгунского трактата, а потом о заключении нового, более обширного договора, Игнатьев убедился, что для понуждения пекинского правительства необходима военная сила. Предложив ультиматум, Игнатьев вопреки повелению богдыхана, потребовавшего выезда его через Монголию в Кяхту, пробрался через расположение всей китайской армии, сосредоточенной близ Тяньцзина, и по реке Пейхо для встречи англофранцузского десанта связался с русской эскадрой, собравшейся в Тихом океане. Вслед за тем Игнатьев воспользовался ходом событий, с большим искусством вмешался в переговоры между китайцами и анг-ло-французами и оказал услуги и тем и другим. Признательность китайского правительства за спасение столицы и ускорение удаления союзных войск выразилась в заключении и немедленной ратификации нового Пекинского договора 2 ноября 1860 г., по которому за Россией утвержден как левый берег р. Амура, так и р. Уссури со всеми приморскими гаванями до бухты Посьета и маньчжурским берегом до Кореи, на западе значительно исправлена граница наша по озеру Нор-Зайсанг и Небесным горам, обеспечено за Россией право сухопутной торговли в китайских владениях и устройство консульств в Урге (Монголии) и Кашгаре.
В июле 1861 г. Игнатьев (с 1860 г. за заключение договора с Китаем – генерал-адъютант) впервые является в Константинополь для поздравления султана Абдул-Азиса со вступлением на престол, в августе того же года назначается директором Азиатского департамента, а в 1864 г. – чрезвычайным посланником при Порте Оттоманской. Во время восстания кандиотов в 1866 г. образ действий Игнатьева был чрезвычайно сдержанный; в греко-болгарской церковной распре он стал на сторону болгар. Благодаря сдержанному образу действий Игнатьева влияние России на Балканском полуострове было восстановлено. Оно пошатнулось лишь вследствие вступления России в союз трех императоров, соглашения с Австрией по поводу герцеговинского восстания 1875 г. Защита славянских народностей создала Игнатьеву чрезвычайно громкую известность в Европе, и на него стали смотреть как на главного представителя воинствующего "панславизма".
С 18 февраля по 20 марта 1877 г. Игнатьев с целью обеспечить нейтралитет европейских держав в предстоявшей Русско-турецкой войне посетил Берлин, Париж, Лондон и Вену, но добился лишь бессодержательного лондонского протокола 31 марта. Во все это время подготовительных действий в Петербурге благодаря поступавшим из константинопольского посольства сведениям о военной силе Турции на предстоявший поход смотрели как на "военную прогулку", вследствие чего Россия начала войну с недостаточными силами. Во время военных действий 1877 г. Игнатьев, назначенный членом Государственного совета, состоял в свите государя. 14 января 1878 г. Игнатьев в качестве первого уполномоченного вновь отправился в действующую армию для ведения переговоров с турками, но явился в Адрианополь уже по заключении перемирия. Переговоры, начатые в Адрианополе 2 февраля, были прерваны 8 февраля и возобновлены в Сан-Стефано, где 19 февраля и был подписан Сан-Стефан-ский договор. В мае 1878 г. Игнатьев был уволен в деревню, а вслед за тем состоялся Берлинский трактат, которым Сан-Стефанский договор был совершенно искажен. В последние годы царствования императора Александра II Игнатьев был одно время генерал-губернатором Нижнего Новгорода, в марте 1881 г. назначен был министром государственных имуществ, а с мая 1881 г. по май 1882 г. был министром внутренних дел. Явившись на смену графу Лорис-Меликову, Игнатьев продолжал осуществление той части его программы, которая относилась к подъему экономического благосостояния крестьянства. К обсуждению нового закона Игнатьев привлек "земских сведущих людей", для составления проекта коренной реформы местного управления и самоуправления при Игнатьеве была учреждена специальная комиссия.
С 1884 г. Игнатьев состоит президентом Общества для содействия русской промышленности и торговли, с 1888 г. – президентом Славянского благотворительного общества.
Изяслав (Пантелеймон) Мстиславич (? – 1154)
Великий князь киевский (сын Мстислава Владимировича, внук Мономаха). Впервые упоминается в летописи под 1127 г., когда был посажен дядей Ярополком переяславским в Курске. В числе других князей он после изгнания полоцких князей посажен отцом в Полоцке. После смерти Мстислава в 1132 г., когда киевский стол занял Ярополк переяславский, Изяслав был вызван им из Полоцка и посажен в Переяславле, но скоро Ярополк во избежание неудовольствия братьев вывел его насильно оттуда и дал ему Туров и Пинск в придачу к Минску, оставшемуся у Изяслава от прежней Полоцкой волости; в Переяславле был посажен Вячеслав Туровский, но он недолго посидел там и опять вернулся в Туров. Лишенный волости, Изяслав ушел к брату Всеволоду в Новгород. Оттуда они пытались напасть на дядю Юрия суздальского. Нападение не удалось. Тогда Мстиславичи вступили в союз с Ольговичами. Ярополк должен был уступить и дал Изяславу Владимир на Волыни. В 1138 г. умер Ярополк, и Киев был захвачен Всеволодом Ольговичем. Всеволод, женатый на сестре Изяслава, старался было войти в соглашение с ним и его братьями, но они отнеслись к нему недоверчиво. Попытка Всеволода напасть на Изяслава успеха не имела, и они наконец примирились. Вскоре Всеволод уступил Изяславу Переяславль. До смерти Всеволода (1146) они жили в дружбе. Перед смертью Всеволод завещал Киев брату Игорю и заставил Изяслава целовать ему крест, но лишь только Всеволод скончался, как Изяслав по приглашению киевлян двинулся к Киеву и овладел им. Игорь попал в плен. Дядя Изяслава, Вячеслав, заявил было свои права на великое княжение, но поплатился за это изгнанием из Турова. Между тем на защиту Игоря стал брат его, Святослав. Не располагая достаточными силами, Святослав обратился к Юрию суздальскому и стал звать его в Киев. Юрий охотно принял приглашение, и между Изяславом, с одной стороны, и Юрием со Святославом – с другой началась борьба. Давидовичи черниговские сначала были в союзе с Юрием. Изяслав оказался в затруднительном положении и послал в Киев известие об измене Давидовичей с просьбой о помощи. Измена Давидовичей вызвала в Киеве волнение, окончившееся убиением Игоря. Борьба Изяслава с Юрием длилась до 1149 г., когда Юрий разбил Изяслава под Переяславлем. Изяслав бежал в Киев, но киевляне заявили, что у них нет средств защищать его и Изяслав должен был бежать дальше на Волынь, Получив помощь от поляков и венгров, Изяслав послал звать на киевский стол дядю Вячеслава, угрожая в случае отказа пожечь его волость. Но нападение пруссов на Польшу заставило союзников Изяслава удалиться, и он принужден был вступить в переговоры с дядьями. При посредстве Владимира Галицкого ему удалось заключить с ними мир, хотя и ненадолго – Юрий не исполнил своих обязательств, и Изяслав в 1150 г. снова пошел на него. Благодаря содействию черных клобуков и киевлян Изяславу удалось захватить Киев, Юрий ушел, а Вячеслав остался в Киеве, и Изяслав с трудом уговорил его идти в Вышгород. Между тем Юрий соединился с Ольговичами и Давидовичами, и на помощь к нему шел Владимирко. При таких неблагоприятных обстоятельствах Изяслав задумалприкрыться правами Вячеслава на киевский стол и послал звать дядю в Киев. Вячеслав сначала было отказался, но потом согласился. Однако Изяславу не удалось удержаться в Киеве, и он снова бежал на Волынь. После неудачных переговоров с Юрием и Владимиркой Изяслав с венгерским вспомогательным отрядом быстро двинулся на Киев и овладел им. На этот раз он призвал Вячеслава, и они согласились княжить в Киеве вместе. Юрий не прекратил покушений на Киев и пришел с союзниками, но был дважды разбит Изяславом под Киевом и на р. Руте, причем во втором сражении Изяслав был ранен (1151). В следующем году Изяслав в союзе с венграми ходил на Владимирка и заставил его просить мира, но борьба с Юрием не прекращалась до самой смерти.
Обладавший военными способностями, энергичный Изяслав мало обращал внимания на родовое старшинство, и эти его взгляды разделяло и население Киевской земли, среди которого он пользовался большой любовью.
Иоанн III Васильевич (1440 – 1505)
Великий князь московский, сын Василия Васильевича Темного и Марии Ярославны. Был соправителем отца в последние годы его жизни, вступил на престол в 1462 г. Он продолжал политику своих предшественников, стремясь к объединению Руси под главенством Москвы и уничтожая удельные княжества и независимость вечевых областей, а также ведя борьбу с Литвой из-за находившихся в ее составе русских земель. Действия Иоанна не отличались особой решительностью: осторожный и расчетливый, он предпочитал достигать намеченной цели медленными шагами, пользуясь благоприятно складывавшимися обстоятельствами. Сила Москвы достигла уже значительного развития, тогда как ее соперники заметно ослабели; это придавало широкий размах расчетливой политике Иоанна. Отдельные русские княжества были слишком слабы; не хватало средств для борьбы и у Великого княжества Литовского, а соединению этих сил мешало установившееся уже в массе русского населения сознание своего единства и враждебное отношение русских к упрочивавшемуся в Литве католицизму. Новгородцы, опасаясь за свою самостоятельность, решили было искать защиты у Литвы, хотя в самом Новгороде сильная партия была против этого решения. Иоанн сперва ограничивался увещеваниями. Но литовская партия, руководимая семьей Борецких, окончательно взяла верх. Сперва был приглашен в Новгород (1470) один из служилых литовских князей, Михаил Олелькович (Александрович), а затем, когда Михаил, узнав о смерти брата своего Семена, бывшего киевским наместником, ушел в Киев, заключен был договор с королем польским и великим князем литовским Казимиром. Новгород отдался под его власть с условием сохранения новгородских обычаев и привилегий. Тогда Иоанн выступил в поход, собрав многочисленное войско, в котором были вспомогательные отряды трех его братьев, Твери и Пскова. Казимир не подал помощи новгородцам, и их войска 14 июля 1471 г. потерпели решительное поражение в битве у р. Шелони от воеводы Иоанна, князя Даниила Дмитриевича Холмского; несколько позже другая рать новгородская была разбита на Двине князем Василием Шуйским. Новгород просил мира и получил его под условием уплаты 15 500 рублей, уступки части Заволочья и обязательства не вступать в союз с Литвой. После того, однако, началось постепенное стеснение новгородских вольностей. В 1475 г. Иоанн посетил Новгород и судил здесь суд по старине, но затем жалобы новгородцев стали приниматься и в Москве. Новгородцы терпели эти нарушения своих прав, не давая предлога к полному их уничтожению. В 1477 г. такой предлог явился, однако, у Иоанна: новгородские послы, Назар Подвойский и вечевой дьяк Захар, представляясь Иоанну, назвали его не "господином", как обыкновенно, а "государем". Напрасны были ответы Новгородского веча, что оно не давало своим посланникам подобного поручения; Иоанн обвинил новгородцев в запирательстве и нанесении ему бесчестия и в октябре выступил в поход на Новгород. Не встречая сопротивления и отвергая все просьбы о мире и помиловании, он дошел до Новгорода и осадил его. Лишь здесь новгородские послы узнали условия, на которых великий князь соглашался помиловать свою отчину: они заключались в полном уничтожении вечевого управления. Окруженный со всех сторон, Новгород вынужден был согласиться на эти условия, как и на отдачу великому князю всех новоторжских волостей, половины владычних и половины монастырских, успев только выторговать небольшие уступки в интересах бедных монастырей. 15 января 1478 г. последовала присяга новгородцев Иоанну на новых условиях, после чего он въехал в город и, захватив вождей враждебной ему партии, отослал их в московские тюрьмы.
Новгород не сразу примирился со своей участью: в следующем же году в нем произошло восстание, поддержанное внушениями Казимира и братьев Иоанна – Андрея Большого и Бориса. Иоанн принудил Новгород покориться, казнил многих виновников восстания, заточил владыку Фео-фила и выселил из города в московские области более 1000 семей купеческих и детей боярских, переселив на их место новых жителей из Москвы. Новые заговоры и волнения в Новгороде вели только к новым репрессивным мерам. Особенно широко применял Иоанн к Новгороду систему выселений: за один 1488 г. было выведено в Москву более 7000 человек. Путем таких мер окончательно сломлено было свободолюбивое население Новгорода. Вслед за падением новгородской самостоятельности пала и Вятка, в 1489 г. принужденная воеводами Иоанна к полной покорности. Из вечевых городов только Псков сохранял еще старое устройство, достигая этого полной покорностью воле Иоанна, изменявшего, впрочем, исподволь и псковские порядки: так, наместников, избираемых вечем, заменили здесь назначаемые исключительно великим князем; отменены были постановления веча о смердах, и псковичи вынуждены были согласиться с этим. Одно за другим падали перед Иоанном и удельные княжества. В 1463 г. присоединен был Ярославль путем уступки своих прав тамошними князьями; в 1474 г. ростовские князья продали Иоанну оставшуюся еще за ними половину города. Потом очередь дошла до Твери.
Князь Михаил Борисович, опасаясь возраставшей силы Москвы, женился на внучке литовского князя Казимира и заключил с ним в 1484 г. союзный договор. Иоанн начал войну с Тверью и вел ее удачно, но по просьбе Михаила дал ему мир на условии отречения от самостоятельных сношений с Литвой и татарами. Сохранив самостоятельность, Тверь, как раньше Новгород, подверглась ряду притеснений. В пограничных спорах тверичи не могли добиться правосудия на москвичей, захватывавших их земли, и все большее число бояр и детей боярских переходило из Твери в Москву на службу великому князю. Выведенный из терпения, Михаил завел сношения с Литвой, но они были открыты, и Иоанн, не слушая просьб и извинений, в сентябре 1485 г. подступил к Твери; большинство бояр передалось на его сторону, Михаил бежал к Казимиру, и Тверь была покорена.
В 1472 г. умер брат Иоанна, князь дмитровский Георгий; Иоанн взял себе весь его удел. Постепенно он присоединил уделы и других своих братьев, чей – после естественной смерти, чей – насильственно. Таким образом, прочно было установлено новое начало в отношениях удельных князей к великим: завещание Иоанна формулировало правило, которому следовал он сам и по которому выморочные уделы должны были переходить к великому князю. Этим правилом уничтожалась возможность сосредоточения уделов в чьих-либо руках мимо великого князя и в корне подрывалось значение удельных князей.
Расширению московских владений на счет Литвы способствовали смуты, происходившие в Великом княжестве Литовском. Уже в первые десятилетия правления Иоанна многие служилые князья литовские перешли к нему, сохраняя свои вотчины; наиболее видными из них были князья Иван Михайлович Воротынский и Иван Васильевич Бельский. После смерти Казимира, когда Польша избрала королем Яна-Альбрехта, а литовский стол занял Александр, Иоанн начал открытую войну с последним. Сделанная литовским великим князем попытка прекратить борьбу путем родственного союза с московской династией не привела к ожидавшемуся результату: Иоанн не ранее согласился на брак своей дочери Елены с Александром, как заключив мир, по которому Александр признал за ним титул государя всея Руси и все приобретенные Москвой во время войны земли. Позже сам родственный союз стал для Иоанна только лишним предлогом для вмешательства во внутренние дела Литвы и требования прекратить притеснение православных. Сам Иоанн устами отправленных в Крым послов так объяснял свою политику по отношению к Литве: "Великому князю нашему с литовским прочного миру нет; литовский хочет у великого князя тех городов и земель, какие у него взяты, а князь великий хочет у него своей отчины, всей земли Русской". Эти обоюдные притязания уже в 1499 г. вызвали новую войну между Александром и Иоанном. 14 июля 1500 г. русские войска одержали над литовцами большую победу у р. Ведроши, причем взят был в плен гетман литовский, князь Константин Острожский. Заключенный в 1503 г. мир закрепил за Москвой ее новые приобретения, в том числе Чернигов, Стародуб, Новгород-Северский, Путивль, Рыльск и 14 других городов.
При Иоанне Московская Русь, усиленная и сплоченная, окончательно сбросила с себя татарское ярмо. Хан Золотой Орды Ахмат еще в 1472 г. предпринял по внушениям польского короля Казимира поход на Москву, но взял только Алексин и не мог перейти Оку, за которой собралось сильное войско Иоанна. В 1476 г. Иоанн отказался платить Ахмату дань, и в 1480 г. тот вновь напал на Русь, но у р. Угры был остановлен войском великого князя. Настойчивые требования духовенства, особенно Ростовского епископа Вассиана, побудили его лично отправиться к войску и прервать переговоры с Ахматом. Всю осень русское и татарское войско простояли одно против другого на протовоположных берегах р. Угры (известно в истории как "стояние на Угре"); пришла зима, и сильные морозы начали беспокоить плохо одетых татар Ахмата, он, не дождавшись помощи от Казимира, отступил 11 ноября; в следующем году он был убит ногайским князем Иваком, и власть Золотой Орды над Русью рухнула окончательно.
Вслед за тем Иоанн предпринял наступательные действия по отношению к другому татарскому царству – Казани. Смуты, начавшиеся в Казани по смерти хана Ибрагима между его сыновьями, Али-ханом и Мухаммед-Амином, дали Иоанну случай подчинить Казань своему влиянию. В 1487 г. изгнанный братом Мухаммед-Амин явился к Иоанну, прося помощи, и вслед за тем войско великого князя осадило Казань и принудило Али-хана к сдаче; на его место был посажен Мухаммед-Амин, фактически ставший в вассальные отношения к Иоанну. Но в 1505 г. он отложился от Москвы и начал войну с ней нападением на Нижний Новгород. Смерть не позволила Иоанну восстановить утраченную власть над Казанью.
С Крымом и Турцией Иоанн поддерживал мирные отношения. Крымский хан Менгли-Гирей, сам испытывавший давление Золотой Орды, был верным союзником Иоанна как против нее, так и против Литвы; с Турцией не только производилась выгодная для русских торговля на кафинском (Кафа – старинное название Феодосии) рынке, но с 1492 г. были завязаны и дипломатические отношения при посредстве Менгли-Гирея.
Первым браком великий князь женат был на Марии Борисовне Тверской, от которой имел сына Иоанна, прозванного Молодым; сына этого Иоанн назвал великим князем, стремясь упрочить за ним престол. Мария Борисовна умерла в 1467 г., а в 1469 г. папа Павел II предложил Иоанну руку Зои, или, как она стала называться в России, Софьи Фоминишны Па-леолог, племянницы последнего византийского императора. Посол великого князя – Иван Фрязин, как его называют русские летописи, или Жан Баттиста делла Вольпе, как было его имя в действительности, окончательно устроил это дело, и 12 ноября 1472 г. Софья въехала в Москву и обвенчалась с Иоанном. Вместе с этим браком сильно изменились и обычаи московского двора: византийская принцесса сообщила мужу более высокие представления о его власти, внешним образом выразившиеся в увеличении пышности, в принятии византийского герба, сложных придворных церемоний. Все это отдалило великого князя от бояр. Последние враждебно относились поэтому к Софье, а после рождения у нее в 1479 г. сына Василия и смерти в 1490 г. Иоанна Молодого, у которого был сын Дмитрий, при дворе Иоанна явно образовались две партии, из которых одна, состоявшая из наиболее знатных бояр, в том числе Патрикеевых и Ряполовских, отстаивала права на престол Дмитрия, а другая – по преимуществу незнатные дети боярские и дьяки – стояла за Василия. Сперва победа была, казалось, на стороне Дмитрия и бояр. В декабре 1497 г. открыт был заговор приверженцев Василия на жизнь Дмитрия; Иоанн арестовал сына, казнил заговорщиков и стал остерегаться жены своей, уличенной в связях с ворожеями. 4 февраля 1498 г. Дмитрий был венчан на царство. Но уже в следующем году опала постигла сторонников его: Семен Ряполовский был казнен, Иван Патрикеев с сыном пострижены в монахи; вскоре Иоанн, не отнимая еще у внука великого княжения, объявил сы