Назаренко, Татьяна Григорьевна
Пугачев. Диптих. 1980. Собственность автора
Холст, масло. 180 х 300 Собственность автора, Москва
Художница не стремилась к подлинно исторической реконструкции событий. Сцена напоминает народную старинную олеографию. На ней кукольные фигурки
солдат в ярких мундирах и условная клетка с бунтарским предводителем в позе распятого Христа. А впереди на деревянной лошадке генералиссимус Суворов: именно он доставил в Москву «главного смутьяна». Совсем в иной манере — однако столь же условно — написана во второй части «обманка», стилизованная под эпоху царствования Екатерины II и пугачевского бунта. Старинные книги, документы, гравюры и знаменитый портрет из Исторического музея, на котором Пугачев написан поверх изображения императрицы. Это реалии исторического прошлого.
Суть не только в них, но также в нашей современности. «Мои исторические картины, конечно же, связаны с днем сегодняшним, — утверждала Татьяна Назаренко. — „Пугачев“ — это история предательства. Оно на каждом шагу. От Пугачева отказались сподвижники, обрекая его на казнь. Так всегда происходит» (Лебедева. В. Татьяна Назаренко. – М., 1991.).
В интервью «Независимой газете» в 2007 году художница вспоминала об истории экспонирования «Пугачева»: «Знаете, что говорили мне чиновники, снимая картину с выставок? — „Ну что же мы будем объяснять нашим суворовцам? Вы бы еще написали картину 'Суворов в Польше'“. Как известно, Александр Васильевич подавлял польское восстание, став для поляков весьма неприятной фигурой. Трудно жить в нашей истории и с нашей историей» (Что общего между человеком и свиньей. Художник Татьяна Назаренко о силе реализма // Независимая газета. 2007. 26 января. № 3 (192).).
См. исторически достоверные сведения об участии А.В. Суворова в поимке Пугачева.
Место создания
Москва, Россия
Эпоха, стиль, направление
реализм
Образовательный уровень
основная школа, самообразование
Библиография
Назаренко Т. О своем поколении // Творчество. 1977. №1; Назаренко Т. О поездке в ГДР и о своей работе // Советская живопись. Вып. 6. Сборник статей. – М., «Советский художник, 1984; Назаренко Т. Рабочая и колхозник. Буклет. Галерея «Манеж». – М., 1998-1999; Деготь Е. Русское искусство XX века. – М.: Трилистник, 2000; Дехтярь А. Молодые художники 70-х годов. – М.: Советский художник, 1979; Кричевская Л. Картины Татьяны Назаренко // Художник. 1982. №6; Лебедева В. Татьяна Назаренко. – М., 1991; Морозов А.И. Татьяна Назаренко. – Л.: Аврора, 1988; Морозов А. И. Художник и мир личности: Творческие проблемы современной советской портретной живописи. – М.: Сов. художник, 1981; Русская живопись. Энциклопедия. – М.: «Изд-во Астрель», 2003; Степанян Н. Искусство России XX века: Взгляд из 90-х. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999; Якимович А. Исторические композиции и жанры Татьяны Назаренко // Советская живопись. Вып.5. Сборник статей. – М., Советский художник, 1983.
Источники
http://www.sgu.ru/rus_hist/img/x1-pugachev-1.jpg
Пугачев. Диптих. 1980. Собственность автора
Изображения
Биография художника
Мировая художественная культура XX в. XX в. (четвертая четверть)
Литература XX в. XX в. (четвертая четверть)
Музыка XX в. XX в. (четвертая четверть)
История XX в. XX в. (четвертая четверть)