Скоро май. Значит, что-то изменится. Или не изменится ничего.
1 мая уже в течение многих сотен лет является для ряда граждан очень знаменательной датой. Это либо связано с всемирным рабочим движением, либо с флорой и фауной, либо — с мистикой. Мистикой — темной.
Люди, введённые в заблуждение марксистами, отмечают День весны и труда. Корейские буддисты – день рождение Будды. Жители канадской провинции Саскачеван чествуют день суслика. Американцы – день лояльности. Французы – день ландыша.
В общем, все указывает на то, что мы должны присоединиться к этому празднику жизни. А уж к какому, каждый волен выбирать сам. Так, например, современные подвижники славянского политеизма наверняка отправятся в ночь с 30 апреля на 1 мая прыгать через костер. Поскольку на этот период якобы выпадает так называемая велесова ночь. В это время, как утверждают почитатели истуканов, можно соприкоснуться с душами предков – войти с ними, так сказать, в непосредственный контакт и получить ценные сведения.
Я не знаю, откуда современные подвижники язычества осведомлены о велесовой ночи, учитывая, что письменных источников, кроме выдуманной ярилофилами начала XX века «Велесовой книги», нет. Но не исключаю, что с кем-то в контакт в это ночь они все-таки входят. Очень хочется рассчитывать, что в безопасный, без драматических последствий. Здесь, как говорится, Богу Богово, а велесу велесово. Но давайте обратимся все же к проверенной русской традиции.
Принято считать, что на Руси май не жаловали. Помните – «В мае родиться — весь век промаяться. В мае жениться — век маяться»? Вообще-то слово «май» к нам пришло из Византии: до этого наши предки довольствовались месяцем «травень». Маей же эллины называли одну из многочисленных богинь плодородия: она к нам пришла от греком в нагрузку к Православной вере. Русский меткий ум тут же связал имя нимфы с глаголом «маяться». «Маяться» значит «томиться», а не страдать, как трактуют некоторые филологи. Томление означает созревание, ожидание. Ожидание счастья, чуда, второго пришествия. Мы видим, как умершая природа снова пробивается к нам. Через набухшие почки, через благоухания жасмина и сирени, через траву, через мысли и желания. Начинается очередное возрождение. Наверное, вы за годы, проведенные в этом мире, заметили, что мы идем по кругу. И каждый круг – это новая надежда. Надежда, что бытие, наконец, обретет смысл.
Вы можете называть 1 мая днем трудящихся, велесовой или, прости Господи, вальпургиевой ночью, праздником суслика, ландыша и лояльности. Но смысла этого не добавит. Май для русского православного человека – это мост между Пасхой и Троицей. Это время максимального томления апостолов по Спасителю, которое заканчивается для них в Пятидесятницу сошествием Духа Святого. И только после этого все обретает смысл.
Так что делать в мае? Купаться в возрождающемся воздухе, слушать сердце и уповать на дарование благодати Духа Святого. Ибо, при его сошествии на нас, уже не будет ни мая, ни января, ни марта. А пока – заходим на очередной круг.
Алексей Загорский